penta1 О проекте penta1 О форсайте penta1 Школы penta1 Войти penta1 Регистрация
Социально-образовательная программа «Пенза-Форсайт»
Конкурс форсайт-проектов «Школа-2020»

Конкурс форсайт-проектов «Школа-2020» - не является форсайтом, в строгом смысле этого слова, если исходить из определения термина "форсайт" по версии Организации Объединённых Наций по промышленному развитию ЮНИДО, изложенному в документе под названием «Руководство ЮНИДО по технологии форсайта»:

    

Наш «форсайт» – это педагогическая адаптация технологии форсайта для образовательных учреждений Пензенской области, призванная познакомить педагогические коллективы школ с современным инструментом формирования совместного видения будущего своей школы, которое разделяют не только учителя и ученики, но и родители учеников, и попечители школ (представители бизнес-сообщества), и администрация муниципального образования, и, наконец, жители, которым небезразлична судьба школы их села, микрорайона, города.

Все они, в терминах форсайта, являются стейкхолдерами, – то есть заинтересованными участниками «проекта», под названием «наша школа через … [сколько-то] лет».



Методологические подходы к «школьному форсайту» можно прочитать в прекрасных книгах Питера Сенджа «Пятая дисциплина», «Школы, которые учатся» и др. Их можно взять в нашей библиотеке:

    


Примерами российских форсайт-проектов, близких к теме «школьного форсайта», могут служить:

1. Форсайт «Детство-2030»
2. Проект «Школьная альтернатива С. Черникова»


Проект же «ПЕНЗА-ФОРСАЙТ» устроен как школьная игра (фестиваль, презентация) или Конкурс форсайт-проектов «Школа-2020»… Наша задача – научить и научиться проектировать будущее – ВСЕ ВМЕСТЕ. По-серьёзному, ответственно - как взрослые, но искренне и креативно – как дети…


Общая схема Конкурса представлена на Рисунке 1.



Конкурс проходит в три тура:


Первый тур – участвуют все школы Пензенской области (~600). В качестве участников Конкурса форсайт-проектов они получают памятные значки в виде цветка Энотеры с указанием наименования своего образовательного учреждения. «Фирменный цвет» значка выбирается по желанию.

Предусмотренный порядок участия:

1. Школа назначает Администратора форума форсайт-проекта школы, который регистрирует на портале «Образовательная карта Пензенской области» Веб-страницу форсайт-проекта своей школы.


2. Страница форсайт-проекта школы представляет собой Форум, на котором регистрируются заинтересованные участники, проводится обсуждение и голосование в поддержку проекта. Право редактирования материалов, выкладываемых на форуме, предоставлено Администратору форума.



3. Форсайт-проект школы создаётся в ходе специально организованного Круглого стола, который может проходить в любом формате, на усмотрение Команды форсайта школы – это может быть - шоу, праздник школы, мозговой штурм, Дельфи, ТРИЗ и др.

4. Разработка форсайт-проекта школы и участие в Конкурсе (первый тур) проходит в пять этапов:
a. Подготовка форсайта школы.

• На этом этапе формируется Команда форсайта в составе Экспертов. В состав Экспертов должны быть входить представители всех стейкхолдеров (педагоги, учащиеся, родители, попечители, муниципальная администрация, жители). Количество участников правилами не ограничивается, однако, вся команда форсайта, обычно, не превышает 20 человек. Фамилия, имя, отчество, возраст, место работы и должность участников форсайта указывается на форумной странице школы.

• К подбору состава Команды форсайта нужно подходить ответственно, потому что от их работы будет зависеть качество форсайт-проекта школы. Обычно проводится рекрутинг и серия консультаций по подбору участников форсайта.

• Команда форсайта из своего состава выбирает Редакционную группу, которая будет отвечать за техническое оформление форсайт-проекта. В неё входит Главный редактор и специалисты, отвечающие за визуализацию и оформление проекта.

• Команда форсайта школы разрабатывает Сценарий форсайт-игры (пример сценария). Сценарий предусматривает формат проведения школьной мысле-деятельностной игры, в ходе которой будут созданы «образы будущего» школы.

• Сценарий содержит Направления, по которым будет проводится дискуссия, и формат выработанных в ходе дискуссии проектов (или сценариев будущего).

• Перед проведением игры под названием «Школьный форсайт» рекомендуется провести тренировки. Тренером форсайт-игры может выступить приглашённый для этой цели методолог (сотрудник ПИРО)

• Перед проведением игры на форумной странице школы выкладывается исходная информация о школе в формате «Золотой страницы» в рамках проекта Энциклопедия школ Пензенской области.

b. Проведение форсайта школы.

• Игра под названием «Школьный форсайт» носит публичный характер, проводится в виде праздника с привлечением средств массовой информации. На праздник необходимо привлечь местных жителей, родителей и т.д.

• Фото и видео-материалы и другие документальные свидетельства форсайта выкладываются на форумной странице школы. Эти материалы становятся чем-то вроде послания будущему поколению, которое будет читать Форсайт-проект школы через 10-15 лет.

c. Оформление форсайт-проекта школы.

• Результатом дискуссий, проведённых в ходе форсайта, должны стать различные проекты и сценарии будущего, из которых затем формируется Дорожная карта и Пояснительная записка форсайта школы.

Дорожную карту и Пояснительную записку формирует Команда форсайта школы в ходе дополнительных дискуссий и круглых столов. Редакционная группа оформляет форсайт-проект. Администратор форума выкладывает его на веб-странице.

d. Голосование «заражённых групп».

• Голосование по форсайт-проекту проводится на форумной странице школы

• Количество поданных голосов в поддержку проекта указывает на экстерналитис школы (уровень общественной поддержки и уважения к школе) и учитывается в конкурсной оценке при начислении баллов.

• В конкурсной оценке голосования учитываются разные «веса» участников в номинациях «городские» и «сельские» школы.

e. Конкурсная оценка форсайт-проекта школы.

• Конкурсная оценка форсайт-проектов школ проводится после того, как заканчивается голосование за проект на форумной странице школы.

• Конкурсную оценку форсайт-проекта школы осуществляет Жюри, состав которого утверждается Министром образования Пензенской области.

• Конкурс проводится по двум номинациям – «городские» и «сельские» школы. Списки школ, участвующих в номинациях, утверждаются и доводятся до участников заранее.

• Конкурсная оценка форсайт-проектов школ проводится в соответствии с утверждёнными Правилами, которыми предусматривается начисление баллов за:

o Количественный и качественный охват участников форсайта (наличие у форсайта так называемой «заражённой группы» участников, болеющих за проект)

o Системность, полноту и всесторонность представленного проекта (количество описанных направлений форсайта)

o Чёткость выявленных и сформулированных приоритетов в развитии школы

o Реалистичность и наличие конкретного опыта в предлагаемых механизмах реализации проекта

o Эстетичность оформления, структурированность, чёткость и ясность информации, вдохновляющие образы проекта.

• По итогам первого тура отбираются 50 школ, набравших наибольшую сумму баллов. Они переходят во второй тур.



Второй тур – участвуют школы, победившие в первом туре (~50). Они получают право разместить свой логотип внутри логотипа школьного форсайта Пензенской области. Логотип размещается на форумной странице школы, указывая таким образом на участие школы во втором туре.

1. Второй тур Конкурса школьных форсайт-проектов проходит по районам («школьным округам») - всего 30 «школьных округов» (список). Количество участников-победителей, попавших во второй тур, отбирает Жюри (оно не может быть одинаковым, так как количество школ в «школьных округах» разное). По городу Пензе количество участников второго тура устанавливает Жюри.

2. В условия второго тура входит подготовка Педагогического нарратива, в котором педагогический коллектив школы рассказывает о своём подходе к обучению и воспитанию детей (философия и уклад школы, миссия, видение, программа развития и т.д.)

3. Второй тур, также, проходит в несколько этапов:

a. Подготовка Педагогического нарратива. Публикация Педагогического нарратива на форумной странице школы.

b. Голосование за форсайт-проект школы на форумной странице (формирование группы поддержки, или – «заражённой группы»)

c. Презентация форсайт-проекта по «школьным округам».

d. Конкурсная оценка форсайт-проектов второго тура.




Третий тур – участвуют школы, победившие во втором туре в двух номинациях: «городские школы» (~3) и «сельские школы» (~3), всего (~6). Они получают право презентации своих проектов на итоговом празднике-форуме (инновационном конвенте) «ПЕНЗА-ФОРСАЙТ»

1. Третий тур Конкурса школьных форсайт-проектов проходит в городе Пензе в формате праздника-форума. Также, он может быть оформлен в виде инновационного конвента.

2. На празднике проводится публичная Презентация форсайт-проектов школ, победителей областного конкурса, а также Концерт художественной самодеятельности, который организуют группы поддержки участников конкурса. Их задача – набрать как можно больше голосов в свою поддержку.

3. Конкурс завершается награждением победителей и формированием Общественного совета при Министре образования Пензенской области по форсайт-проектированию и инновационному развитию образования.

4. Этапы третьего тура:

a. Подготовка Презентации форсайт-проекта. Подготовка концерта группы поддержки.

b. Голосование за форсайт-проект школы на форумной странице.

c. Презентация форсайт-проекта на областном празднике-форуме «Пенза-Форсайт».

d. Конкурсная оценка форсайт-проектов третьего тура и награждение победителей. Формирование Общественного совета при Министре образования Пензенской области.






Дорожная карта Конкурса форсайт-проектов «Школа-2020»









Пожалуйста, сообщите своё мнение по электронной почте: edumap.piropnz@gmail.com